Кошка в Европе

Кошки впервые появились в Европе и на Ближнем Востоке примерно за тысячу лет до нашей эры по торговым путям с греками и финикийцами. Как и египтяне, древние греки высоко ценили кошек, уничтожающих вредителей. В Греции это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, схожей с египетской Бастет (Баст). Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой. Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа. Попав в Рим, кошка стала почитаться как духо-хранитель домашнего очага, а также символизировала свободу и независимость. Римляне называли ее фелис (лат. - felice) "счастливое предзнаменование". Уже в IV в. кошки обитали на всей территории Римской империи. И, как следствие,обосновались в завоеванной римлянами Британии. Первые признаки существования кошек в Британии обнаружены в руинах, датируемых 4 в. н.э. в Силчестере (Гемпшир).Археологами были найдены отпечатки кошачьих лап на разложенной возле древней печи черепице. Другие признаки поселения этих животных на острове были найдены в графстве Кент: в руинах сгоревшего дома, относящихся приблизительно к тому же периоду, были обнаружены останки кошки. По этим останкам ученые определили, что животное было крупнее современных домашних кошек, но меньше, чем его мумифицированные египетские сородичи. Череп имел признаки уплощенной мордочки, что характерно дня современных домашних кошек.
"Книга кельтов", где кошке приписывалась зловещая роль оборотней и помощников злых богов. Несмотря на это, первые кошки в Великобритании заслужили уважение за способность уничтожать мышей. В Уэльсе Х века, королем Хоуэлом Добрым был издан свод законов о содержании столь ценного животного - кошки. Официальный статус деревни получало поселение, в котором было девять домов, один гуртовщик, один плуг, одна печь, одна маслобойка, один бык, один петух и один кот. Валлийский закон официально определял цену кота: слепой котенок стоил один пенни (цена ягненка, козленка, гуся или курицы); когда же он открывал глаза, то стоил уже два пенса, а когда начинал ловить мышей, его цена возрастала до 4-х пенсов. В соответствии с законом кошки должны были хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, ловить мышей, прилежно воспитывать котят и не поедать их, не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой-либо недостаток, то цену кошки снижали на треть. Если муж и жена разводились, муж имел право оставить себе самое ценное - домашнего кота. Человек, укравший кошку, сурово наказывался: у него отбирали ягненка даже овцу, что было довольно крупным штрафом по тем временам. За убийство кошки виновному грозила кара: умерщвленное животное вешали за хвост таким образом, чтобы носом оно касалось земли, а преступник должен был засыпать кошку пшеницей горкой до кончика хвоста. Зерно затем отдавали владельцу несчастного животного, а в Саксонии ХII века человек, убивший кошку, должен был отдать ее хозяину 60 бушелей пшеницы.

У скоттов, предков шотландцев, кошки считались не только стражами ценных запасов злаковых культур, но и отважными воинами. До сих пор в шотландском языке слова "храбрец" и "кот" нередко выступают как синонимы. Многочисленные гербы шотландских родов украшены изображениями кошек, а графство Кейтнесс в переводе означает - "Кошачье". Герцог Сазерленд еще имеет и второй титул: дюк Кэт - «Кошачий герцог».

Чуть позже кошки обосновались в Северной Европе. Древние германцы и скандинавы обожествляли этих животных. Например, колесницу богини плодородия, любви и красоты Фрейи влекли две большие ласковые кошки.
Некоторые древние приметы и обычаи живы и сегодня. В Англии до сих пор существует поверье: пока черная кошка в доме, - рыбаку не грозит опасность в море. Англичане считают, что если черная кошка перебежала дорогу - это добрая примета; если она забежала в дом или комнату - хозяина ждет радость.
В раннем средневековье домашние кошки были редки и дороги. Христиане относились к кошкам неплохо. Например, кошка была единственным домашним животным, которое дозволялось держать в женских монастырях. Кстати, предполагают, что именно монахи “разнесли” кошку по всему континенту.
Счастливая жизнь кошек в Европе кончилась примерно 700 лет назад, когда могущественная средневековая церковь обратила свой гнев на животных, пользовавшихся почетом на Востоке. Христианская церковь, имевшая к тому времени уже определенный вес, начала борьбу против колдовства и запретила поклоняться языческим богам, таким как Фрйя. День недели пятница (англ. - Friday) сохранивший название в честь богини Фреи и стал известен как день, в который собираются на свой шабаш ведьмы. Любовь кошки к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза стали причиной отождествления ее с ведьмами. Почти во всех европейских странах кошка стала символом зла, особенно черная. Кошек топили, сбрасывали с башен, сотнями сжигали на кострах. Для их умерщвления изобретались всевозможные пытки. В Голландии была установлена специальная кошачья среда - день массового истребления кошек. В ХV веке папа Иннокентий VIII повелел по всей Европе тех, кто поклонялся кошкам, сжигать как колдунов, а связанное с кошками колдовство стало преследуемым повсеместно. В Дании ХVII века женщина была признана ведьмой за то, что якобы родила ребенка с кошачьей головой. Нам с вами понятно, что это было всего лишь врожденное уродство, но для дремучей необразованности того времени телесный дефект ребенка стал доказательством, что его мать совокуплялась с дьяволом. В 1699 г более 300 детей были уличены в колдовстве только за то, что они имели кошек. За это "преступление" 15 детей были казнены, а остальных в течение года каждое воскресенье пороли перед церковью. В конце ХVII века Эдвард Топселл писал: "Помощники ведьм обычно являются нам в образе кота, а это доказывает, что сия тварь опасна не только душой, но и телом".
Укоренившийся повсеместно обычай уничтожения кошек уменьшил их популяцию на 90 процентов. А это, в свою очередь, позволило большому количеству крыс проникнуть в поселения людей. Кроме того, возвращаясь из крестовых походов, рыцари, случайно завезли в Европу черную крысу - переносчика чумы. Черные крысы притеснили местную серую крысу и в отсутствие кошки стали плодиться в неимоверных количествах. Вместе с черными крысами плодились и блохи, что создало благоприятную почву для страшной болезни, которую люди средневековья называли "Черной Смертью". Это заболевание известно нам как бубонная чума, переносчиками которой являются блохи. Но средневековые европейцы считали, что Черная Смерть навлечена колдовством и передается через отравленные колодцы. В ХIV веке бубонная чума прокатилась по Европе и некоторым территориям Азии, скосив от четверти до половины здорового населения. Пока Черная Смерть опустошала Европу, люди были слишком заняты своими страданиями, чтобы убивать и мучить кошек. В этой обстановке относительной безопасности численность кошек вновь возросла. Кошки стали истреблять крыс, что в конце концов свело чуму на нет. Однако те, кто пережил Черную Смерть продолжили уничтожение кошек разными способами, в результате чего эпидемии этой страшной болезни опустошали страны Европы не единожды. Так, в 1484 г. папа Иннокентий VIII издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции.
Негуманное отношение к кошке продолжалось еще долго: например, в бельгийском городе Иперне лишь лет сто пятьдесят назад было покончено с девятисотлетней традицией, введенной графом Болдуином Фландрским, ежегодно, в один из дней поста сбрасывать кошек с высокой башни. По всей Европе в католические праздники — на масленицу, на пасху, в великий пост — словом, беспричинно и постоянно живьем жгли и зарывали в землю кошек, и все это при огромном стечении народа и с соответствующими церемониями. Существовало нелепое поверье: если замуровать кошку в стену дома или под крыльцо — крысы и мыши будут бояться и обходить жилище стороной, хотя, естественно, для подобных целей больше подходит все-таки живая кошка.
Только к началу XIX века понемногу власть предрассудков относительно кошек стала ослабевать. Постепенно они вновь заняли место уважаемых животных. Этому в немалой степени способствовала наступившая эра научных открытий и просвещения. Многие культурные люди оставили свидетельства своей любви к кошкам. Историки указывают, что политический деятель эпохи Людовика XIV Кольбер любил работать, окружив себя кошками. Во Франции в середине ХVII века кардинал Ришелье держал при дворе дюжину кошек и, умирая, не забыл упомянуть их своем завещании. В 1727 году появился труд француза Монкрифа «История кошек», окончательно «реабилитировавший» животных. С 18 века в Европе и прежде всего в Англии начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в 20 веке, когда кошки прочно заняли одно из первых мест среди домашних любимцев.
В начале ХVIII века принцессы европейских королевских домов и утонченные дамы французского двора чрезвычайно баловали своих любимцев: они держали салоны, в которых обсуждались достоинства их питомцев, на медальонах гравировались их изображения, кошкам устраивались пышные похороны. Французские художники Ватто и Фрагонар рисовали кошек на своих полотнах, изображавших пасторальные сцены и будуары знатных дам. Один французский астроном открыл новое созвездие в форме кошки и назвал его Felis. Это созвездие было занесено во все европейские астрономические реестры ХVIII века. В Англии кошки в качестве персонажей стали появляться в рассказах и поэмах при описании счастливой семейной жизни. Художник Стаббс проиллюстрировал дружбу кошки и лошади, изобразив черного кота рядом с известным скакуном Годолфином. В ХIХ веке кошка королевы Виктории была столь популярна, что имела даже своего биографа. Вскоре после этого были учреждены первые общества защиты животных, заявлявшие о том, что жестокое отношение, проявленное к кошкам и другим животным в средние века, не повторится больше никогда.
Промышленная революция в ХIХ веке полностью изменила лицо Англии: почти все горожане стали работать на фабриках, в конторах и на складах. Кошки тоже приняли в этом начинании посильное участие, охотясь за грызунами на складах вновь образовавшихся предприятий. Помощь кошек Британской почте была столь неоценима, что в 1868 году был учрежден специально заботившийся о них Отдел Кошек. Мюриэл Бидл в своей книге "Кошки: история, биология и поведение" писала, что начальник почты финансировал покупку корма для кошек, каждому почтовому отделению шесть или семь пенсов на одно животное. Но этой суммы было явно недостаточно. Чтобы кошки не забывали о своих обязанностях, начальник почты постановил, что "заработок кошки зависит от количества пойманных ею мышей. Бюрократы пользовались таким положением и частенько посылали вышестоящему начальству просьбы об увеличении субсидий на содержание кошек. В 1873 году один почтальон добился получения большой суммы денег, объяснив это тем, что они ему нужны не только на покупку еды животным, но и как компенсация за унижение, которое он испытал, неся по улице кошачий корм, - мясную обрезь и требуху, будучи одет в униформу Ее Величества". Кошки так хорошо выполняли свои обязанности, что оставались на почте до 70-х годов нашего столетия, более века спустя после учреждения их Отдела.
Несколько веков спустя эти животные еще раз помогли людям. Они являлись частью Плана Маршалла, направленного на восстановление Европы после второй мировой войны. Чтобы накормить голодающих людей, американцы посылали в Европу сотни тысяч тонн зерна. Заимствовав у древних египтян проверенную временем технику борьбы с грызунами, они послали вместе с зерном 10000 кошек, охранявших его от мышей. Кошки с честью выполнили свой долг, что позволило европейцам подкрепить свои силы и начать долгий процесс восстановления разрушенного войной континента.
В 1964 году эпидемия боливийской лихорадки охватила затерянное в Андах селение Сан Жоакин. Заболевание туда принесли дикие мыши, зараженные вирусом Мачупо. После призыва о помощи по радио в Анды на самолете были доставлены сотни кошек, которые в конечном итоге и остановили лихорадку.
На Американский континент домашняя кошка была завезена колонизаторами из Европы, хотя и у индейцев были прирученные кошки.
Согласно данным Американской энциклопедии, первые сведения о кошке датируются 1626 годом. Для местных жителей она была весьма ценной. Например, в Парагвае стоимость первых кошек достигала одного фунта золотом. Связано это было с тем, что появление грызунов в Америке случилось гораздо раньше, где они размножились в большом количестве. Если бы не кошки, то первые поселенцы могли бы быть лишены многих своих припасов, да и часто бы болели, так как крысы были одними из переносчиков заразных болезней.

 

 

Rambler's Top100
stat24 -счетчик посещаемости сайта
Hosted by uCoz